Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Среда, 17.04.2024, 02:56

По
школьным
ступенькам


Поиск
Меню сайта
Иду на урок
Внеклассная работа
Детям
Для Вас, родители
Фраза дня
Наша школа
-->
Кнопка сайта
center
Архив записей
Праздничные даты
Праздники России

Феномен второклассника


Феномен второклассника: что нужно знать родителям

Даже если кажется, что ваш второклассник – совершенно самостоятельный, способный к бесконтрольной учебе ребенок, «ослаблять поводья» не стоит. Существует даже такой феномен - феномен вторых классов. О его особенностях и о том, как вести себя родителям второклассников - в этой статье.

Вот и настал новый учебный год. У кого-то дети первый раз пошли в школу. Сколько переживаний, опасений и радостных надежд таит в себе эта «смена статуса». Все внимание – и со стороны старшеклассников на школьной линейке, посвященной первому сентября, и со стороны учителей, завучей, директора школы – отдано первоклашкам. Они, да еще, пожалуй, выпускники, будущие абитуриенты, являются главными действующими лицами в учебном году.

А что же наши второклассники? Казалось бы, совсем недавно поздравления звучали в их честь. Это они гордо вышагивали в непривычной школьной форме, с новенькими ранцами за спиной. Сегодня для этих восмилетних ребятишек все проходит гораздо более буднично, несмотря на радостную встречу с друзьями и новые предметы.

Второклашки уже не понаслышке знают о том, что такое школа, их ожидания строятся на личном опыте, а не на восторженных и оторванных от жизни впечатлениях, как у первоклассников. Малыши полагают, что учиться – это не столько работа, сколько приятное времяпровождение с новыми друзьями и важное дефилирование по коридорам в строгой «взрослой» одежде. Ну и, личный портфель, разумеется.

Родители юных второклассников как правило, достаточно спокойно встречают «День знаний». Они, эдакие «школьные морские волки», уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, «с ног на голову». Часто родители полагают, что для их умного и талантилвого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой!

Часто родители с самого начала пускают все на самотек, слишком рано «расслабляются», не подумав, что у их ребенка, еще достаточно юного, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и «проявиться» старые, не решенные в первом классе проблемы.

 

Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, могу посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не «давить авторитетом», а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность ученика. 

Первые оценки: учимся реагировать

Одной из самых главных новинок, которые могут вызвать сложности, на мой взгляд является введение системы оценок. В первом классе дети практически не получали отрицательной реакции на свою работу, кроме комментариев учителя на тему «надо лучше стараться». Сейчас же невнимательность, неаккуратность или неправильно понятый материал могут найти свое отражение в тройке, а то и двойке.

Очень важно заранее научить детей адекватно реагировать на оценки в своих дневниках. А для этого нужно начать с себя. Тройки и двойки, понятное дело, никого из родителей не обрадуют. Существует великий соблазн отругать ребенка за них, упрекнув в невнимательности, нежелании учиться, или, того хуже, вслух выразить сомнение в его умственных способностях. Путь, конечно же, тупиковый. Кому будет польза с того, что получивший «пару» или «трояк», а то и «четверку», ребенок будет лить горькие слезы в гардеробе, боясь предстать перед строгими очами родителя. По возможности, повинуясь инстинкту самосохранения, он будет утаивать свои проблемы, оценки и сложности от мамы с папой, чтобы не получить лишний раз порицание.

Поэтому гораздо более конструктивный путь – в начале пути объяснить ребенку, что оценка, выставляемая учителем:

  1. оценивает определенное задание, качество его выполнения. А вовсе не ставит пожизненный диагноз интеллекту ученика. То есть двойка за решение задачи по математике говорит о том, что ты не справился именно с этой задачей, а не то, что ты «дурак полный и 3 к 2 не можешь прибавить».

  2. плохая оценка ставится учителем не из вредности, не со злости. Он не стремится наказать ею ученика, лишь дать понять, где именно находятся слабые стороны. Какой материал нужно повторить, разъяснить, довести до понимания.

Ответственно реагировать на плохую оценку надо не пустыми горькими слезами и не полным безразличием. А сделать самую настоящую работу над ошибками, разобраться в материале с родителями или подойти за разъяснением к учителю. И тогда в будущем не заставят себя ждать долгожданные заслуженные пятерки.

  1. Оценка – это не приговор. Сегодня ты можешь получить тройку за решение уравнений, потом поработать хорошенько, и впредь щелкать похожие задачи, как орешки. Нельзя позволять ребенку примерять на себя «клеймо» двоечника или троечника. Он должен знать, что все в его руках, и стремиться к лучшему.

И самое главное – оценка не должна стать для ребенка самоцелью. Учится он не для того, чтобы любым путем, включая обманный, получить «пятерку» и удовлетвориться этим. А для получения ЗНАНИЙ, которые объективно оцениваются авторитетными взрослыми высшим баллом.

Вторая сложность второклассников таится в САМОоценке. Ребята, как правило, довольные своими успехами в первом классе, еще не имели количественной оценки своей работы, результатов труда. Они и так прилагали много усилий к учебе и на самом деле научились многим интересным и значимым вещам – письмо, чтение, основы математики. Первоклассники заслуженно собой гордились по этому поводу.

На втором году обучения появляются оценки, и ребенок уже достаточно зрел, чтобы начинать сравнивать свои успехи с успехами одноклассников. И не всегда это сравнение их радует. В этом возрасте закладываются основы самооценки личности не только в плане способностей к учебе, спорту, труду (тем дисциплинам, которые изучаются в школе), но также и в плане популярности у сверстников, интереса для ровесников, собственной внешности. Психологи даже выделяют это в отдельный феномен, названный «феноменом вторых классов».

Установлено, что, как правило, самооценка школьника (в плане учебы) в этом возрасте оказывается несколько заниженной по сравнению с первым годом, и начинает выравниваться к третьему классу.

Дело в том, что ребенку не всегда понятны критерии взрослых и ровесников, по которым они оценивают его самого и друг друга. Ощущая потребность в самооценке, самоидентификации, он часто впадает в крайности, то считая себя лучшим, то – хуже всех.

Чтобы облегчить для ребенка этот период, надо стараться чаще заводить разговоры о различных отметках, сравнительных характеристиках кого-либо. Подойдут и литературные герои и общие знакомые. Также вы можете значительно снизить напряженность, рассказав истории из собственной биографии. Поделиться своим опытом. Может быть, рассказать о первой своей тройке, о том, что вы чувствовали, как были расстроены, и как вышли из этого неприятного положения. Лучше, если ребенок будет считать родителей не непогрешимым ангелом-отличником, на чьем фоне он выглядит более чем бледно, а вполне «земным» персонажем. Которому можно довериться и получить совет. А не только испытывать боязнь не соответствовать ожиданиям.

Примерно в это же время закладывается локус контроля, который может быть внешним (ориентация на оценки окружающих) и внутренним (ориентация на собственную оценку себя). Самооценка множества взрослых болезненно зависит от мнения окружающих. Это не совсем правильно, и не способствует полному самораскрытию. Корни проблемы, как и многих других, лежат в детстве. Чтобы избавить своего ребенка от таких досадных неприятностей в будущем, начинайте прямо сейчас учить его вырабатывать собственную шкалу системы ценностей во всем, включая учебу. Никогда не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Это лишь вызовет болезненную неуверенность в собственных силах, которая со временем будет лишь закрепляться.

В плане учебы также могут возникнуть определенные сложности. В первый класс приходят дети с различным уровнем подготовки, но все-таки каких-то специальных знаний для поступления в обычную школу не требуется. Дети учат буквы и цифры «с нуля», несмотря на то, что многие к этому времени неплохо читают и умеют решать простые примеры. Старт второклассника отличен тем, что программа опирается на определенный необходимый уровень умений и знаний, которым ребенок должен был овладеть к окончанию первого класса. И если в прошлом году какая-то тема «обошла стороной», потому что ее не поняли, пропустили, «проболели», и это не стало вовремя заметно, то проблема может проявиться на втором году обучения.

Чтобы избежать такого рода сложностей, родителям ребенка следует внимательно следить за его успехами, анализировать полученные оценки, делать вместе работу над ошибками до тех пор, пока не будет очевидно, что тот на самом деле разобрался в теме.

Даже если кажется, что ваш второклассник – совершенно самостоятельный, способный к бесконтрольной учебе ребенок, не стоит слишком уж «ослаблять поводья». Мы должны все время находиться рядом и «мониторить процесс», чтобы вовремя прийти на помощь. В начальной школе учителя и родители в идеале должны научить ребенка учиться самостоятельно, быть собранным, трудолюбивым, ответственным, и адекватно оценивать свои успехи.

Материал с сайта: https://letidor.ru/psihologiya/fenomen-vtoroklassnika-chto-nuzhno-znat-roditelyam.htm?full

Welcome
Сейчас...
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Скоро праздник
Осталось...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 413
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал Каталог сайтов Bi0 Каталог образовательных ресурсов Каталог сайтов и статей iLinks.RU
    Новости образовани
    Статистика
    Индекс цитирования. Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Шаблоны PPT
    center
    Новые шаблоны
    Шаблон - лицо презентации. Уникальный щаблон - привлекательный ресурс. Один стиль оформления - отличительный акцент серии работ

    Шаблоны презентаций
    Рабочие программы
    Рабочие программы
    Рабочие программы по всем предметам - помощь учителю в работе!Не за горами новый учебный год. На Современном учительском портале найдутся все необходимые программы.
    Комплексы ВД
    Живой календарь